Выставка «Меер Аксельрод. Возвращение домой»


С 9 июня по 27 июля 2018 г. приглашаем Вас посетить Минский областной краеведческий музей (г. Молодечно), где расположена выставка "Меер Аксельрод. Возвращение домой". На выставке работ знаменитого уроженца Молодечно представлены произведения из коллекции семьи художника и собраний Минского областного краеведческого музея.

Меер Аксельрод (1902 – 1970) - российский и еврейский живописец, график, художник театра.

Родился художник 18 июля 1902 года в Молодечно, тогда местечке Вилейского уезда Виленской губернии. Во время Первой мировой войны евреев выселяют из прифронтовой полосы — семья художника находит прибежище в Тамбове. Там же, в 1916 году Аксельрод берет первые уроки рисования у В.Н. Перельмана. Воспоминания об этом времени легли в основу цикла «Война. Беженцы», созданного в 1920-е годы.

В 1918-1919 годах М. Аксельрод жил в Минске, зарабатывая на жизнь рекламными плакатами. В 1919 – 20 годах служил чертежником Управления связи Красной Армии Западного фронта.

В 1921 году дебютировал 36 работами на выставке белорусских художников в Минске, после чего получил от Давида Штеренберга направление в московский ВХУТЕМАС.

С 1921 по 1928 год учился на графическом факультете ВХУТЕМАСа у В.Фаворского, К.Истомина, С.Герасимова, А.Родченко. Во время учебы вступил в общество «4 искусства», выставлялся на трех выставках этого общества в Москве и Ленинграде вместе с плеядой блестящих мастеров — Эль Лисицким, П.Кузнецовым, М.Сарьяном, К.Петровым-Водкиным, К.Истоминым… На этих выставках Аксельрод представил работы из серии «Местечко», исполненные во время ежегодных поездок в Белоруссию. Дарование молодого художника было высоко оценено ведущими художественными критиками того времени – А.Эфросом, А.Сидоровым, А.Федоровым-Давыдовым.

В 1928 – 32 годах Аксельрод преподавал рисунок во ВХУТЕИНе и в Текстильном Институте, много занимался книжной графикой. Его работы экспонировались на крупных международных выставках в Швейцарии, Голландии, Франции, США.

В 1929 году художник женился на Ривке Рубиной, впоследствии известной еврейской писательнице.

1930 – 31 годы отмечены поездками в еврейскую сельскохозяйственную коммуну «Войо Ново» в Крыму, созданием серии рисунков, акварелей, гуашей «В степи».

В середине 1930-х годов Аксельрод, объявленный «формалистом», будучи отстраненным от участия в выставках, начинает оформлять спектакли в Еврейских театрах (Госетах) Москвы, Киева, Минска.

В 1941 году художник, эвакуированный в Алма-Ату, был приглашен в съемочную группу фильма «Иван Грозный» С.Эйзенштейна (эскизы и исполнение фресок).

В годы войны Аксельрод создал уникальный по выразительности и объёму цикл акварелей и гуашей «Немецкая оккупация». До конца 1940-х годов, вплоть до закрытия издательства «Дер Эмес», иллюстрировал книги еврейских писателей Шолом-Алейхема, И.Переца, Д.Бергельсона.

В 1966 году впервые после долгого перерыва в выставочной деятельности художник участвовал большим количеством произведений в ретроспективной групповой выставке в Москве: М.Аксельрод, М.Горшман, А.Лабас, А.Тенета, Г.Шульц.

До последнего дня своей жизни художник много и плодотворно работал. В 1950-60-е годы создает серии «Воспоминания о старом Минске», «Гетто», портреты писателей, художников, актеров, пейзажи Крыма, Кавказа, Подмосковья, Прибалтики.

Ни одной персональной выставки в Москве Меер Аксельрод так и не дождался. 10 января 1970 года он умер от инфаркта в московской больнице.

Процесс возвращения художника к зрителю начался уже после его смерти. Его работы выставлялись и были приобретены Третьяковской галереей и Музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. В 1990-е годы прошли выставки в Нью-Йорке, Лондоне, Иерусалиме. Более тысячи работ художника находятся в собраниях восьмидесяти музеев. 12 работ М.Аксельрода находится в фондах Минского областного краеведческого музея.

Спустя столетие после отъезда художника из Беларуси его творчество широко представлено на родине.

173

Ещё в этом музее сегодня